Соционический форум SOCIOCLUB.ORG

Форум о соционике, психе-йоге и других типологиях

Объявление форума

Предлагаем посетить наши новые сайты:
TYPTEST.RU — авторские тесты по соционике, психософии и другим типологиям
TIPIRUEM.RU — форум о типологиях личности
SOCIOMODEL.RU — соционика и психософия для начинающих

Соционический форум SOCIOCLUB.ORG »   Признаки Рейнина »   интуиция/сенсорика
RSS
Реклама:

интуиция/сенсорика

и обобщение/категоризация

<<Назад  Вперед>>Модераторы: Kath, srezПечать
 
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
как известно, NLP создано Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером. Они выпускали совместные публикации, но, наверное, не будет преувеличением сказать, что Бэндлер "делал", а Гриндер "писал", во всяком случае поначалу. Исторически NLP началось с метамодели языка, набора утверждений, которые позволяли двигаться от абстрактного к конкретному, позволяя таким образом отделить зерна от плевел и выявить ключевые аспекты опыта. При этом основным камнем преткновения является системный аспект обобщений, который может не раскладываться в совокупность частностей. Недавно я прочёл статью, выдержку из которой хочу предложить:
[q]
То, что метамодель это дедуктивный инструмент, должно было бы быть
предельно очевидно, поскольку ее первая функция — обосно-
вание от общего к частному. Она разбирает обобщения; отде­
ляет искажения и восстанавливает утраченное.
Прежде чем мы продолжим, одна вещь должна быть под-­
черкнута весьма ясно: определение и значение слова «обобще-­
ние». Мы разрабатывали наш подход используя множество
словарей вплоть до Oxford English Dictionary, и они все не еди-­
ногласны и не единодушны. Обобщение, так как оно понимается
в данном обсуждении, это «акт или процесс вывода или
индуцирования общей концепции, принципа или заключения из
частностей». Звучит, в значительной степени, как индуктивное
обоснование? На деле они синонимичны, если не идентичны.
Из указанного следует, что обобщение — явление более
высокого логического уровня, чем класс, из которого оно исходило;
это понимание, «дистилляция» и трактовка компонентов,
требуемых для его образования. Позвольте нам быть однозначными
в утверждении о том, что, несмотря на предположения
многих экспертов по метамоделям, обобщение не является
«процессом, через который специфический опыт представляет
целую категорию, членом которой он является» («Структура
магического», том 1, с. 216). Это нечто совершенно иного рода и
его следовало бы правильнее назвать категоризацией —
обоснованием через категорию. Обобщение описывает или
определяет сущность класса, в то время как категоризация просто
указывает на любой член класса. Категории остаются конкретными
и буквальными, в то время как обобщения фигуральны и
символичны в силу своей абстрактности.
[/q]

Нет сомнений, что теоретическая разработка метамодели принадлежит в основном доценту-лингвисту Гриндеру, ЛСИ. Вопрос заключается в том, насколько
более типична категоризация для сенсориков и индукция для интуитов :think:

Нельсон Зинк, Джо Маншоу
Коллапс обобщений и другая половина НЛП
Читать весь текст →
-Котенок-
Гость

Ссылка

Если исходить из первоосновы, то "взгяд" на противоположности взят из
[q]
канонов древней философии и медицины, что человек подчинен действию "большого закона двойного всеобщего чередования и дополнения" - инь-ян. Согласно этому, в природе нет единичных и относторонних предметов и явлений, и как противоположные начала они в них включены.Они не только противоположны, но и взамообусловлены и взаимосвязаны.. И эта взаимосвязь предметов и явлений имеет неуклонную тенденцию к слиянию в единое целое. Согласно древним концепциям, Инь и Ян, хотя и являются противоположными началами, но их противоположность не постоянна. Они не рассматриваются как бы застывшими во времени, данными раз и на всегда. Инь и Ян имеют свои процессы развития, то есть каждый развивается "внутри себя", и, что особенно важно, они имеют взаимные переходы, таким образом возникает взамообусловленная связь. И каким бы тесным это взаимодействие ни было, оно всегда предполагает относительную самостоятельность взаимодействующих, сосуществующих элементов.
Взаимопроникновение в структуре каждой противоположности можно обнаружить , что Ян заложен в Инь и , в свою очередь, в Инь заложен Ян. Взаимообусловливающие и взаимопроникающие связи "создают" полную гармонию природы, а следовательно и жизни во всех ее проявлениях. В уравновешенном состоянии между Инь и Ян должны быть сохранены тесная связь и полная гармония.

Две противоположности Инь и Ян - созидающая (взаимостимулирующая) и деструктивная (взаимообуславливающая) (тут в книге рисунок: связь по кругу от элементов - наружная, созидающая) и внутренняя деструктивная "цикл звезды"). Поскольку созидающая связь направлена на развитие, а деструктивная на угнетение, то они уравновешивают друг друга (Инь-Ян).
[/q]


Так что, Мик, на твой вопрос
[q]
более типична категоризация для сенсориков и индукция для интуитов
[/q]
они просто обязаны быть типичными при любых отношениях, но, может, в зависмости более или менее, но также и с двумя сенсориками или двумя интуитами... ибо взаимообуславливающая и взаимопроникающая связь - гармония. :-)
KLM123
Изгнанный



ТИМ: ИЭИ ("Есенин")
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1166
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
1 дек. 2007

Мик написал:
[q]

более типична категоризация для сенсориков и индукция для интуитов
[/q]

А всвязи с чем возник такой вопрос??? Почему именно сенсорика\интуиция?
Как вообще цитата связана с соционикой? Или это ты пояснил что есть конкретизация и обобщение?)
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007

-Котенок- написал:
[q]

Так что, Мик, на твой вопрос

[q]

более типична категоризация для сенсориков и индукция для интуитов
[/q]


они просто обязаны быть типичными при любых отношениях, но, может, в зависмости более или менее, но также и с двумя сенсориками или двумя интуитами... ибо взаимообуславливающая и взаимопроникающая связь - гармония. :-)
[/q]

кажется я понял :yahoo:

KLM123 написал:
[q]
А всвязи с чем возник такой вопрос???
[/q]

в связи с тем что Гриндер Макс, соответственно ЧИ на высоте

KLM123 написал:
[q]
Почему именно сенсорика\интуиция?
[/q]

показалось похожим :-) по "классическому" подходу, система ассоциируется с элементом, а не с системообразующим принципом. Элемент — конкретика, принцип — абстракция. Соответственно, при "классической" декомпозиции системы ничего не теряется, только проясняются утерянные сенсорные фрагменты. Цель — свести всё к сенсорному опыту, карте масштаба 1:1. Предложенное понятие крупномасштабных карт подразумевает высокую степень обобщённости, то есть внимание не к конкретным деталям, а к системообразующим абстракциям. Чем-то похоже не только на ЛСИ vs ЛИИ, а и на стили мышления — причинно-следственный против голографического :-)

KLM123 написал:
[q]
Как вообще цитата связана с соционикой? Или это ты пояснил что есть конкретизация и обобщение?)
[/q]

:ugu:
-Котенок-
Гость

Ссылка


Мик написал:
[q]


кажется я понял :yahoo:

[/q]
:blink: Дело в том, что там еще пять элементов (огонь, вода, дерево, земля и железо) рассматривалось. А их прямая, обратная и конкретизирующая (разрушающая) связь, тоже... разновариантна :blink: .
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
а это неважно, бо я осилил принцип :-)
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
Хотелось бы уточнить, в чем разница между категоризацией и индукцией... Правильно ли я понимаю, что категоризация — это выявление общих уже известных свойств или факта принадлежности к некоей более общей группе, а индукция — это гипотетическое обобщение свойств?
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
[q]
обобщение — явление более
высокого логического уровня, чем класс, из которого оно исходило;
это понимание, «дистилляция» и трактовка компонентов,
требуемых для его образования. Позвольте нам быть однозначными
в утверждении о том, что, несмотря на предположения
многих экспертов по метамоделям, обобщение не является
«процессом, через который специфический опыт представляет
целую категорию, членом которой он является» («Структура
магического», том 1, с. 216). Это нечто совершенно иного рода и
его следовало бы правильнее назвать категоризацией —
обоснованием через категорию. Обобщение описывает или
определяет сущность класса, в то время как категоризация просто
указывает на любой член класса. Категории остаются конкретными
и буквальными, в то время как обобщения фигуральны и
символичны в силу своей абстрактности.
[/q]

в классической книге Деркса/Холландера обобщение было проиллюстрировано примерно так --
первая картина — три верблюда, человек думает: "три верблюда"
вторая картина — три верблюда и овца, человек думает "четыре верблюда"
...
последняя картина — стадо овец, человек думает "много верблюдов"
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
[q]

Категориальные обобщения
группируют по категориям — процесс, который может быть
назван экземплификацией. «Все круглые предметы — шары»
вот обобщение данного типа, наиболее часто встречающегося в
НЛП. «Все круглые предметы могут катиться» это индуктивное
обобщение, которое достигается индукцией и содержит прин­
цип. Категориальное обоснование — это просто лингвистиче­
ская маркировка, и оно имеет ограниченное использование для
отражения или понимания мира по сравнению с индуктивным
обобщением. Предвзятость, например, это один из результатов
категориального обобщения — экземплификации. Чтобы было
более понятно, скажем: масштаб — для индуктивного обобще­
ния, масса вещей — для категориального.
Для того чтобы обобщать, создавая таким образом круп­
номасштабные карты, нужно индуктивное обоснование. Задача
состоит в том, чтобы найти общность, сходство, сущность,
принцип, концепцию и т. д., содержащиеся в двух или более
элементах информации или опыта — найти, что есть общего во
множестве частного.
[/q]
<<Назад  Вперед>>Модераторы: Kath, srezПечать

Соционический форум SOCIOCLUB.ORG »   Признаки Рейнина »   интуиция/сенсорика
RSS
Быстрый переход в раздел:

Вы не можете отправлять сообщения
Вы не можете создавать темы
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете создавать опросы
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете прикреплять к сообщениям файлы
Вы не можете модерировать раздел
Вы не можете видеть IP-адреса


Время выполнения скрипта: 0.0384. Количество выполненных запросов: 15, время выполнения запросов 0.0167
Rambler's Top100