Соционический форум SOCIOCLUB.ORG

Форум о соционике, психе-йоге и других типологиях

Объявление форума

Предлагаем посетить наши новые сайты:
TYPTEST.RU — авторские тесты по соционике, психософии и другим типологиям
TIPIRUEM.RU — форум о типологиях личности
SOCIOMODEL.RU — соционика и психософия для начинающих

Соционический форум SOCIOCLUB.ORG »   Книги, кино, искусство, музыка »   любимый армянский рассказ
RSS
Реклама:

любимый армянский рассказ

любимый армянский рассказ

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2
Модераторы: Kath, srez
Печать
 
anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007
Я И ЕСТЬ НИКТО!


(пер. А. Оганесян)

Случилось это в одном восточном городе. В знойный летний полдень в тени под стеной лежал старый дервиш. Весь в лохмотьях, он лежал поперек дороги, прикрыв помутневшие от зноя глаза.

В это время по улице торжественно шествовал в сопровождении приближенных роскошно разодетый правитель города.

Люди смиренно склоняли головы перед ним, а те, что сидели, вставали и жались к стенам.

Один из приближенных, размахивая жезлом, накинулся на дервиша:

- Ты что тут разлегся, загородил дорогу?! Не видишь, кто идет? Встань, нечестивец!

- Я встану только перед тем, кто выше меня,-невозмутимо молвил дервиш.

Услышав эти слова, правитель заинтересовался, подошел к дервишу и спросил:

- А разве я не выше тебя?

- Конечно, нет! Есть много должностей повыше твоей, верно ведь?

- Верно.

- Знаю, ты правитель города. А кем ты будешь, если тебя повысят в должности?

- Правителем области,-ответил правитель.

- А потом?..

- Потом-визирем.

- Ну, а если еще выше?

- Наместником шаха.

- А еще выше?..

- Это предел! Над всеми нами властвует шах. Он выше всех.

- Скажем, ты стал шахом-что дальше? Кто еще выше?

- Никто!

- Вот я и есть никто! Обойди меня и иди своей дорогой, - все так же невозмутимо ответил дервиш и снова прикрыл глаза.

anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007
люблю все рассказы Аветика Исаакяна! они все такие интересные..Думаю, и вам тоже понравится

anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007
и еше один:

КТО ЖИВЕТ?
Жил на Востоке много веков назад тщеславный князь. Имя его забылось, но дела остались в памяти людей. Он был коварен и воинствен. Постоянно строил козни против соседних князей, стремясь захватить большие и малые земли в их владениях, и, преуспев в кознях и интригах, стал владыкой самого обширного и могучего государства в мире.

Покорив соседние княжества, этот неуживчивый князь готовился все к новым завоеваниям. И однажды во главе большого и могучего войска вторгся в пределы одного дальнего царства. Сокрушая все на своем пути, князь подошел к воротам чужеземной столицы. Окружив город и разместив у его неприступных стен войско, он засел в своем шатре, день и ночь выискивая способы овладения городом.

Как-то, произведя смотр войск, князь возвращался в свой шатер. Путь его лежал через городское кладбище. Это старимое прибежище мертвых простиралось на холмах обширной равнины. Князь натянул поводья и остановился. Он смотрел и думал: сколько здесь памятников, сколько замшелых надгробий - больше, чем у него солдат. Под каждым камнем - чья-то угасшая жизнь. Конечно же, среди погребенных есть и храбрые воины, и военачальники, и князья, и мудрецы... У каждого из них, как и у ныне живых людей, были страсти, чувства и воля. Князь смотрел на мир ушедшей жизни.

Он отдал поводья одному из телохранителей, спрыгнул с коня и, подойдя к первому же надгробию, прочел выгравированную на нем надпись. Это был богатый торговец, родившийся в таком-то году и умерший в том же году. Он не прожил ни одного дня. Какая странная надпись! Прочел другую: прославленный полководец, всегда побеждавший, прожил всего один день. Удивленный князь продолжал осматривать памятники. Вот еще надписи: богатый землевладелец, прожил семь лет; убийца и разбойник, прожил три года. Еще более изумившись, князь, продолжая ходить между надгробиями, прочел и такую надпись: многомудрый писатель, прожил все дни отпущенной ему жизни.

Остановился князь в раздумье: что бы это значило? Какой сокровенный смысл таили в себе эти надписи? Думал-думал и оказался бессилен разгадать эту тайну. Тогда повелел он привести кого-либо из старожилов. Бросились телохранители в разные стороны и, не прошло и минуты, привели к князю старика, который жил в хижине на краю кладбища.

- Можешь ты мне объяснить смысл этих эпитафий? - опросил князь.

- О великий князь, я старейший из местных жителей и знаю каждого умершего, что обращается в пыль и прах под этими надгробиями.

- Тогда растолкуй мне, что означает, к примеру, вот эта надпись?

Опершись на свой посох, старец начал говорить, вперив потускневший взор в глаза князя:

- Вот уже полвека брожу я среди жителей этого мертвого города. Здесь покоятся отцы и их сыновья, а внуки этих отцов ныне должны сразиться с тобой... Жизнь отдана в залог смерти, а смерть - заимодавец строгий и могущественный. Жизнь - обман, только...

Князь прервал речь старца:

- Да, да, но прошу тебя, разъясни мне смысл этих надписей.

Старец потер себе лоб и угасшим голосом отвечал:

- В нашем городе существует освященный веками обычай. Мудрые старцы города помнят, что храбрость, ум, богатство не имеют цены, если они нес на пользу другим. Дни, потраченные человеком лишь для себя, ничего те стоят; считаются прожитыми лишь те дни, которые были посвящены добрым делам. Потому что смысл жизни в том, чтобы жить для ближнего. И вот, когда кто-то из горожан умирает, собираются мудрые старцы и отчитывают дни усопшего, отданные благим делам, и число их записывается на надгробном камне.

И продолжал старец, не глядя на могилу:

- Под этим камнем покоится знаменитый мудрец... С юных лет отказался он от мирских радостей, глубоко проникся страданиями несчастных и сирых, сам мучился муками голодных и гонимых. День и ночь размышляя над тем, как облегчить участь обездоленных, он писал и пел, и слово его и песня, идущие от сердца, утешали страждущих, поднимали дух у отверженных, наводили страх на угнетателей и притеснителей. Он был пророком, мудрым вождем, ведущим нас к праведной и справедливой жизни. И наши старцы сосчитали все дни его жизни - ни один из них не был прожит зря.

- А эта могила? - спросил князь.

- То был разбойник, грабивший и убивавший людей. Но однажды он покаялся в своих грехах и разбил свой меч. Издалека провел он воду в самые безводные места нашей страны и возле родника поставил свой шатер. С утра до вечера поил он водой жаждущих путников. Так он прожил для других ровно три года.

- А это могила храброго полководца. Он побеждал врагов нашей страны, но зачтены ему были не подвиги, а один-единственный поступок, который он совершил, движимый любовью и добротой. Однажды на поле брани он подобрал раненого солдата вражеской армии и приютил его в своем шатре. Он перевязал ему раны и ухаживал за ним целый день. Вот этот-то день и зачли ему за прожитый мудрецы нашего города. Вот здесь лежит один из богатейших людей города. Одно только и знал он в своей жизни - копить сокровища. Ни разу и ни к кому не наполнился он сочувствия и никому не сделал ни капельки добра. Его дни прошли бесследно, как дым. И потому на его надгробии написали: не прожил ли одного дня.

Князь остался доволен ответами старика, щедро одарил его и, понурив голову, медленно направился к своему шатру. Всю ночь он не спал; обхватив голову руками, сидел в одиночестве и думал.

Когда рассвело, не затрубили, как обычно, трубы войны. Он отдал приказ об отступлении. Князь снял осаду, вернулся в свою страну, распустил армию и стал миротворцем, замялся добрыми делами, всю оставшуюся часть жизни посвятил ближним.

Как гласит предание, просыпаясь и отходя ко сну, каждое утро и каждый вечер князь повторял:

- Я счастлив, теперь я живу!

anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007
СПОР ОМАРА ХАЙЯМА С БОГОМ
Омар Хайям, скорбный поэт Хорасана, сидел среди золотистых нарциссов и пил из глиняной чаши вино, дабы забыть о суетности мира. Вдруг поднялся внезапный смерч. Бешено крутясь на своем хвосте, он, как безумный, кидался то в одну, то в другую сторожу, круша и унося все, что попадалось на пути.

Он с яростью набросился на бедного Хайяма и, махнув невидимой полой, опрокинул, разбил глиняную чашу, и пролилось вино на землю.

Потом злой безумец с диким свистом полетел, понесся дальше.

Хайям то мрачно смотрел вслед убегающему ветру, то с сожалением оглядывался на животворную красивую влагу, которую мгновенно впитала алчущая земля.

И, обратив взор к голубым небесам, молил Хайям, грустный соловей хорасанскнх роз:


Ты кувшин мой разбил, всемогущий господь,
В рай мне дверь затворил, всемогущий господь,
Драгоценную влагу ты пролил на камни -
Ты, видать, перепил, всемогущий господь!

(Пер. Г. Плисецкого).


И дошли до ушей бога жалобы и упреки Хайяма. Рассердился бог, разгневался он, что какой-то смертный посмел обратиться к нему с такими словами. И наказал бог Хайяма: перекосило ему рот, и онемел его язык.

И не мог больше выговорить ни слова Хайям, сладкозвучный певец бренности всего сущего.

Прошло немного времени. Хайям пришел в себя, ощутил всю тяжесть кары, раскаялся и так обратился к богу:


Кто, живя на земле, не грешил? Отвечай!
Ну, а кто не грешил - разве жил? Отвечай!
Чем ты лучше меня, если мне в наказанье
Ты ответное зло совершил? Отвечай!

(Пер. Г. Плисецкого)


Дошли до ушей бога исполненные мудрости слова Хайяма, и удивился он тому, как мудро судит простой смертный. Устыдился он самого себя и простил поэта, вновь одарив его и янтарным вином и даром мудрого слова.

anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007
именно после прочтении этого рассказа я стала любить стихи Омара Хайяма
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
А мне очень второй рассказ понравился, про князя-завоевателя...
milena 7
Гость

Ссылка


4X_Pro написал:
[q]
А мне очень второй рассказ понравился, про князя-завоевателя...
[/q]
меня смущает в нем некая вещь. я слышала в качестве "истины", что надо "жить для других". вот она меня и смущает. ведь если каждый будет жить для себя, заботиться о себе и будет счастлив, то получится, что все счастливы. а ексли ты живешь для других, ты автоматически рассчитываешь, что другие должны жить для тебя! и если вдруг нет, то они уже плохие, хотя зла они тебе не сделали.. мне видится такой потенциальный негатив в этом подходе в такой озвучке..
т.е. добрые дела совершать неплохо, это тоже потребность души - делиться с миром своими умениями, вкладывать усилия, чтобы твой дом (мир) был лучше. но это не обязанность, и если ты живешь, не раздавая добро направо и налево, а обеспечивая комфортность себе - это не должно считаться пустым.
milena 7
Гость

Ссылка

просто этот подход любят использовать те, кому что-то надо от других, и получить они это хотят на законных основаниях, не прося, на основе добровольности, а требуя. взамен же они предоставляют услуги, которые могут быть не столь востребованы.
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
milena_7, понимаешь, каждая из идей "жить для себя" и "жить для других" по-своему хороша. Но когда они обе сосуществуют, возникают неоправданные ожидания или просто перекосы, и тогда и возникает зло. Вот если бы какая-то из этих идей полностью победила (причем неважно какая), то тогда бы и наступила всеобщая гармония...
milena 7
Гость

Ссылка

неее гармония - это как раз сосуществование положительного. для других - не прося ответных благ, для себя - не противореча общему благу.. как экстраверты и интроверты - через мир себе, и через себя миру.
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006

milena_7 написал:
[q]
для других - не прося ответных благ,
[/q]

Вот это по-моему, нереально... Человек всегда будет хотеть что-то в замен, просто это что-то может быть нематериальным, например, эмоции или место в очереди.

milena_7 написал:
[q]
для себя - не противореча общему благу
[/q]

А для этого нужен достаточно высокий интеллект (чтобы видеть картину общего блага в целом) и способность к самоограничению (фактически, высокие Логика и Воля).
milena 7
Гость

Ссылка


4X_Pro написал:
[q]
Вот это по-моему, нереально... Человек всегда будет хотеть что-то в замен, просто это что-то может быть нематериальным, например, эмоции или место в очереди.
[/q]
тут надо.. какое бы слово подобрать.. получать удовлетворение от того, что делаешь что-то хорошее для других людей, что делаешь мир, в котором ты живешь, немного лучше, комфортнее..

4X_Pro написал:
[q]
А для этого нужен достаточно высокий интеллект (чтобы видеть картину общего блага в целом) и способность к самоограничению (фактически, высокие Логика и Воля).
[/q]
мотивация главное.. если не знаешь- подскажут, на то и существуют общественные стереотипы ))) мораль и правила поведения..)
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
milena_7, с одной стороны, ты права. С другой — мораль и правила поведения изменяются с запаздыванием по сравнению с реальной ситуацией и зачастую — с очень существенным.

milena_7 написал:
[q]
получать удовлетворение от того, что делаешь что-то хорошее для других людей, что делаешь мир, в котором ты живешь, немного лучше, комфортнее..
[/q]

Вообще, это просто замена эмоций внешних (когда человек, для которого ты сделала что-то) на эмоции внутренние, которые ты проявляешь сама... Хотя с другой стороны, такое изменение должно существенно поменять и мировосприятие... В общем, я еще над этим подумаю, потом, может быть, отдельную тему создам.
anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007
ПОСЛЕДНЯЯ ВЕСНА СААДИ

(Аветик Исаакян)


Была весна.

Одна из тех бессчетных весен, которые украшают землю и которую в сотый раз встречал поэт счастья и грусти Саади.

Ранним утром Саади спустился в сад, цветущий на берегу реки Рокнабад, чтобы вновь услышать пение соловьев и увидеть чудо весны.

Взглянул он на ширазскую долину... Окутанная благоуханной белой дымкой, она была погружена в легкий утренний сон.

Сел Саади на исфаганский ковер и взял дрожащими пальцами красно-зеленый бутон розы:

“Как юная дева улыбается ласкающему ее возлюбленному, так роза раскрывает свои уста утреннему ветерку”.

Очень постарел Саади, но его мечтательная душа видела все дивные краски мира, слышала мелодии и тишину неведомых сфер. Он не расставался с волшебным духом поэзии - птицей Змрухт, свившей свое вечное гнездо на вершине горы Каф, среди звезд...

Пели сереброгрудые соловьи свои чарующие рубайаты, зажженные пламенем любви, - и песня отзывалась в душе Саади.

Девственный нежный ветерок нашептывал розам признания от влюбленных, и душа Саади читала эти признания...

“Мир полон гармонических созвучий. Любящее сердце всегда слышит мир, трепещущий от нескончаемого любовного опьянения”, - вспомнил Саади свои давние слова.

Внимая пенью соловьев, склонив седую голову к кусту распустившихся красных роз, Саади погрузился в раздумья и словно во сне увидел в душе своей весь мир - прекраснейший сон.

Увидел мирные реки Индии, усеянные священными лотосами...

И увидел в раззолоченных чертогах Дели гордо прогуливающихся дев с красными цветами в черных, как ночь, волосах.

Увидел объятые вихрями степи Турана и бесстрашно вторгающихся в вихревые бури неукротимых разбойников с мечами-молниями.

Увидел он пустыню, опаленную солнцем, и стремительных всадников-бедуинов, мчащихся в погоне за львами...

И бесконечные караваны благоговейных паломников, приклонявших колени с песнями и молитвами перед вратами Мекки.

И древние чудеса страны Мсыр, и всплеск хрустальных волн голубых морей. И томных дев Дамаска с лунными телами, чьи тонкие и нежные руки, подобно ожерелью, обвивали некогда шею молодого Саади...

И вздохнул Саади, открыв глаза:

“Увы, сто лет жизни прошли, словно сновидение, растаяли в одно мгновение, потому что вы всегда были со мной, соловьи и розы, и вы, сестры роз, - божественно-прекрасные девушки...”


Из-за небесных садов, переливающихся разноцветными огнями, вышло солнце, и в его лучах засверкал каждый листик и росток, каждый камушек и комочек земли, ибо ночь посыпала их бриллиантовой пылью.

Смотрел Саади изумленным взором на голубой свод неба, с парящими в золоте зари птицами.

Смотрел удивленно и восхищенно:

“Да, мир - это чудо, сказка, прекрасная и бесконечно удивительная. И каждый день смотрю я на мир, и каждый день удивляюсь, словно вижу его впервые: мир - повседневный и вечно прекрасный, древний и вечно новый, неизменно влекущий к себе...”

И вновь смотрел Саади на мир, на эту многообразную и полную чудес игру природы, и взгляд его упал на двух горлиц, которые, нежно щебеча, разгуливали на своих красных лапках по зеленым лугам. И снова сказал он про себя:

“Зачарован мир, и все в нем околдовано чудесной палочкой невидимой волшебницы, и все в нем сказочно преображено.

Мир движется, разрушается, теряет сдои прежние формы, но что это за сила, которая вновь воссоздает его - и взору нашему открывается это чудо, эта сказка?

Что побуждает изжаждавшуюся лань взбираться по отвесным утесам, разбивая о камни рога, оглашая чащи своим вожделенным ревом?

Что побуждает розу разорвать свою изумрудную броню и источать нежное благоухание?

Что побуждает человека возникнуть из небытия, обрести форму и душу, гореть в огне желаний и никогда не хотеть смерти?

О любовь, это ты - неодолимое побуждение, ты - сладостное насилие, я давно знаю тебя. Но я так и не понял твоей сути и твоего смысла...”


И своей ясновидящей душой почувствовал Саади, что это - последняя весна в его жизни.

Последняя весна.

Калитка сада отворилась.

В одеждах из белого тюля, колышущихся от ветерка, вошла Назиат, ширазская возлюбленная Саади, которая всегда приходила навещать старого поэта.

Напоенные вином губы Назиат, свет и пламя ее обнаженных плеч много раз озаряли бессонные ночи Саади.

Саади любил Назнат со всем пылом своего нестареющего сердца, и золотыми буквами начертал ее образ в бессмертном “Гулистане”.

Назиат с букетом роз в руках подошла к поэту.

- Отчего ты грустен, ты - самый счастливый из всех смертных? Отчего?

Саади молчал.

- Я люблю твою грусть, о Саади. Твоя грусть - мудра, и ты ведь сам сказал своим божественным языком, что жемчуг рождается из раны, а ладан нежно благоухает, сгорая...

Саади с поблекшей улыбкой на устах взглянул на Назиат.

- Посмотри, я принесла тебе розы, бархатистые розы из моего сада.

И поднесла старцу розы, и светящимися своими пальцами разгладила мрачный лоб поэта.

- Подаренные тобой розы, о дочь рая, всегда были самыми дивными розами в мире, и никогда не увядали.

-Да, Саади, - сказала Назиат и прочла своим серебряным голосом давние стихи поэта: “Для чего, вдыхая запах розы, думать о тленности ее красоты? Храни в памяти ее аромат, и тогда легко забудешь, что роза давно увяла”.

И пахнущие мечтами волосы Назиат ласково коснулись лица Саади. И когда Саади своими дрожащими пальцами погладил навевающие мечты волосы Назиат, какая-то птица взмахнула над ним прохладными радужными крыльями - то были чудесные крылья птицы Змрухт.

И посмотрел Саади на раскинувшийся перед ним мир-сказку, на чудо-деву со светящейся улыбкой, и капля горячей слезы прожгла его старое сердце... Взяв маленькую руку Назиат, поцеловал он ее, положил на свое плачущее сердце и сказал:

- Своими пальцами, подобными лилии, напиши на последней странице “Гулистана” мои последние слова:

“Рождаемся невольно, живем удивляясь, умираем тоскуя...”




мне особенно понравились последние слова:

[q]
“Рождаемся невольно, живем удивляясь, умираем тоскуя...”
[/q]
anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007
а это сказка..интересненкая по-моему:

Ованес Туманян БРАТЕЦ-БАРАШЕК

Двое сирот
Идут вперед.
Дорога в зной нелегка...
Жара палит,
И пыль пылит.
Ни речки, ни родника...
Сестра Мануш постарше была,
Крепилась она в пути.
Она бы жажду перенесла,
Но братец не мог снести.

Идут, идут и видят они
Глубокий след, в нем стоит вода.
“Сестричка-джан, мне так хочется пить!
Ты дашь попить мне, сестричка, да?”

“Нет, братец-джан, то коровий след -
Напьешься и станешь коровой вмиг.
Потерпим немножко. Еще чуть-чуть:
Сейчас студеный найдем родник”.

Двое сирот
Идут вперед.
Дорога так далека...
И зной палит,
И пыль пылит.
Ни речки, ни родника...

Идут, идут и видят они
След от копыта, а в нем вода.
“Сестричка-джан, мне так хочется пить!
Ты дашь попить мне, сестричка, да?”

“Нет, братец-джан, это конский след -
Напьешься и станешь лошадкой вмиг.
Потерпим немножко. Еще чуть-чуть.
Сейчас, сейчас мы встретим родник”.

Двое сирот
Идут вперед.
Дорога так далека...
И зной палит,
И пыль пылит.
Ни речки, ни родника...

Идут, идут и видят они -
Следок небольшой наполнен водой.
И братец не может дольше терпеть:
Тайком зачерпнул он воды рукой.

Сестра обернулась: где же брат?.
Барашек маленький сзади идет.
Барашек жалобным взором глядит
И, грустно блея, бежит вперед...

Бедняжка Мануш! Что делать ей?
Ломает руки она в слезах.
А братец-барашек бежит за ней.
Испуг и горе в его глазах.

Двое сирот
Идут вперед.
Мануш с барашком вдвоем
В слезах идут...
Как грустно тут,
В безвестном краю чужом!

Идут. Их голод и зной томят.
Идут, не зная куда...
И вдруг - деревья листвой шумят,
Родник, и звенит вода.

Пьют вдоволь сироты, к воде припав.
Потом на дерево влезла сестра,
А братец отведал душистых трав.
Лужайка от ярких цветов пестра.

Но вдруг - и топот, и ржанье, и смех
В лесу вечернем, что тих был и пуст.
И звуки все ближе, и в звуках тех
И песня, и хохот, и веток хруст.

И вот, золотой уздечкой звеня,
Подводят слуги коня к воде.
Но что в роднике пугает коня?
Он встал на дыбы, словно быть беде.

Взглянули слуги, а в роднике
Лицо прекрасное отражено.
Промчится ветер невдалеке,
И зыблется в струйках воды оно.

Наверх взглянули они, а там
Красавица, светлая, как заря.
Сидит она, прижавшись к ветвям,
И смотрит, ни слова не говоря.

Каких только нет на земле чудес!
Дивятся все в глубине души:
Как диво такое попало в лес,
На дереве диком сидит в тиши?

“Кто ты? Виденье иль человек?
Если виденье, сгинь, пропади.
А человек - так с ветвей сойди,
Лучший найдем для тебя ночлег.

Кто ты? Откуда? Нам невдомек,
Как очутилась ты среди нас.
Что за горе тебя, дружок,
В лес привело в этот поздний час?”

“Горе сиротства нас привело
В эту лесную глушь, -
С дерева отвечает им
Скромная наша Мануш.
- Нет у нас крова, нет родных
В огромном мире земном.
Ночь подходит. Страшно одним
Во мраке ночном лесном”.

Горят во дворце алмазы, янтарь...
Приводят сироток в царский покой.
“Красавица, кто ты? - воскликнул царь.
Зачем барашек безмолвный с тобой?”

И вот Мануш рассказала о том,
Что было рассказано мной в стихах.
“Да здравствует царь на троне своем,
Пусть он разберется в наших делах”.

Царь выслушал грустную повесть сирот.
Приятна Мануш для его очей.
И в жены себе он ее берет.
Семь дней он пирует и семь ночей.

Забыла Мануш о тяжелых днях,
Не знает отказа она ни в чем.
А братец-барашек в густых садах
Пасется, довольный своим житьем.

Жила во дворце, завистлива, зла,
Старуха-служанка. Злодейку ту
Однажды черная зависть взяла,
Что любят все девочку-сироту.

И входит старуха, злобу тая,
В покои к царице - и льстиво ей:
“Пойдем-ка, царица, краса моя,
Сведу я купаться тебя скорей!”

И вот, обольстивши, ведет к воде,
Бросает в озерную глубину,
А дочь, в одежду Мануш одев,
К царю посылает, словно жену.

Лица не видать под тканью густой.
Обманщица входит в царский дворец.
Властитель считает ее женой,
Она надевает царский венец.

Но что это сталось с барашком вдруг?
Никак не заманишь его домой.
По берегу, блея, сделает круг -
И снова бежит на берег другой.

Что делать с барашком?
Нейдет он прочь.
Подумав, решила старуха-мать:
Пусть притворится больною дочь.
И уложила ее в кровать.

Несут ей яства - и это и то,
И просят-молят немного съесть.
Не смотрит притворщица ни на что
И просит мяса барашка принесть.

“Мануш, Мануш, но ведь это твой брат!
Ужели же сестры братьев едят?!”
Обманщица дальше ведет игру:
“Подайте мне то, что велю, сейчас!”
Кричит: “Погибаю!” Кричит: “Умру!”
И царь издает ужасный приказ:
Костры разложить,
Ножи наточить,
Барашка убить
И мяса подать
Царице в кровать,
Чтоб ей не хворать.

Издал он приказ и с тайной тоской,
И с тайной тоской бродил над водой,
И думал он грустно: “Ну как могла
Мануш его милая быть так зла?”

И плачут скалы, что вкруг стоят.
И блеет и плачет барашек-брат,
И мечется, бедный, над бережком
И человечьим кричит языком:

“Сестричка-джан! Сестричка-джан!
Разводят костры,
Разводят костры!
Ножи уж остры!
Сестричка-джан! Сестричка-джан!
Услышь ты меня,
Спаси от огня!”

И слышит царь, удивления полн, -
Доносится голос из синих волн.
Знакомый голос и смутен и глух,
Взывает и нежно терзает слух:
“Братец-джан! Братец-джан!
Бездомный ты мой,
Сестры нет с тобой,
Барашек мой, джан!
Томлюсь я на дне,
Во тьме, в глубине.
Не видно мне дня,
Не слышно меня.
Обманщица зла!
Ужасен обман!
Погибель пришла,
Барашек мой, джан!”

Услышал царь - и скорей домой.
Покровы с царицы срывает он,
Срывает и видит - о, боже мой,
Кто сел обманом на царский трон?
“Сюда, рыбаки, свой невод скорей!
Достаньте Мануш, голубку мою!
Сюда, палачи, в глубь водных зыбей
Кидайте старуху и дочь-змею!”

Разгневался царь. Не уймешь никак...
За ним возмущенный гудит народ.
Бросает в озеро невод рыбак -
Мануш достают из глубоких вод.

Мануш достают и на трон несут.
Но кто это рядом стоит, пригож?
То братец сбросил шкурку и тут
Совсем на барашка стал не похож.

Барашек красавцем-юношей стал, -
Широкие плечи, разумный взор.
Не блеяньем жалким раскрыл уста -
Повел человека живой разговор.

А тех, что обманом взяли права, -
Старуху-злодейку и лгунью-дочь, -
Надев на шеи их жернова,
Бросают в озеро в ту же ночь.

Уж не грустят
Сестра и брат.
Забыли о страшном сне.
И снова мир,
И жизнь, как пир.
А зло - на озерном дне.



anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007
слова джан у нас считается ласкателном словом
а так же, когда кто-то хочет сказать кому-то что то приятное, говорит "цавд танем", чтов буквальном переводе означает беру твою боль себе..Хотя она на самом деле означает что-то другое))
Лично я эту выражению никогда еше не исползовала))
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
Кстати, русская народная сказка с таким же сюжетом почти...
anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007

4X_Pro написал:
[q]
Кстати, русская народная сказка с таким же сюжетом почти...
[/q]

а как называется? кто написал?
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
anush, у народных сказок нет автора по определению. А называется, кажется "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Только он не в барашка превратился, а в козленочка.
anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007

anush написал:
[q]
anush, у народных сказок нет автора по определению.
[/q]

ну да..забыла об этом почему-то))

4X_Pro написал:
[q]
Только он не в барашка превратился, а в козленочка.
[/q]

кажется, я такой мультфилм видела
anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007
Ованес Туманян
ГЛУПЕЦ

Жил когда-то бедняк. Как ни трудился он, как ни бился - все никак не мог выбиться из нужды.

И вот дошел он до отчаяния и решил: “Пойду-ка я разыскивать бога. Разыщу и узнаю, долго ли мне маяться. Да тут же и выпрошу чего-нибудь для себя”.

По дороге повстречался он с волком.

- Добрый путь, братец-человек! Куда ты идешь? - спросил волк.

- Иду к богу, - ответил бедняк, - горе свое хочу ему поведать.

- Как доберешься до бога, скажи ему: есть, мол, на свете один голодный волк, день-деньской рыщет он по горам и долинам, а пропитания, найти не может.

Спроси: долго ли тому волку голодать? И еще скажи: если ты сотворил его, так и кормить должен.

- Ладно, - молвил бедняк и продолжал путь.

Много ли, мало ли он прошел - встретил красавицу-девушку.

- Куда идешь, братец? - спросила девушка.

- К богу иду.

- Как увидишь бога, - взмолилась красавица, - скажи ему: есть одна девушка - молодая здоровая, богатая, а ни радости, ни счастья не знает. Как ей быть?

- Скажу, - пообещал бедняк и пошел своей дорогой.

Встретилось ему дерево. Хоть оно и стояло у самой реки, но совсем засохло.

- Куда ты идешь, эй, путник? - спросил дерево.

- К богу иду.

- Тогда погоди, передай богу и мои слова. Скажи ему: слыхано ли такое дело - расту я у самой речки, а круглый год стою сухим! Когда же я зазеленею?

Выслушал бедняк жалобу дерева и продол жал свой путь.

Шел он, шел, пока не дошел до бога.

Видит - восседает бог в образе седовласого старца под высокой горой, прислонясь к утесу.

- Добрый день! - молвил бедняк, став перед богом.

- Добро пожаловать, - ответил бог. - Чего тебе надо?

- Хочется мне, чтобы ты ко всем людям относился одинаково - не давал бы одному все, другому ничего. Вот я - сколько ни бьюсь, сколько ни тружусь, а все из нищеты не выбьюсь, многие же вдвое меньше меня работают, а живут в достатке и покое.

- Ладно, ступай, скоро разбогатеешь. Я пошлю тебе счастье. Живи и наслаждайся.

- У меня к тебе еще дело, господи, - сказал бедняк и поведал богу о жалобах голодного волка, красивой девушки и засохшего дерева.

Бог дал ответы на все вопросы. Бедняк поблагодарил его и ушел.

На обратном пути подошел он к засохшему дереву.

- Что сказал про меня бог? - спрашивает засохшее дерево.

- Сказал, что под тобою зарыто золото. Покуда его не откопают и не дадут твоим корням простор, тебе не зазеленеть.

- Так куда же ты уходишь? Выкопай золото, оно нам обоим пойдет впрок: ты разбогатеешь, а я зазеленею.

- Нет, некогда мне, я тороплюсь. Бог даровал мне счастье, я должен поскорее найти его и наслаждаться, - ответил бедняк и ушел.

Идет он, а красавица-девушка дорогу ему преградила:

- Какую весточку для меня несешь?

- Бог сказал: ты должна найти себе хорошего мужа. Тогда тоска отступится от тебя и заживешь ты в радости и счастье.

- Ну, если так, то будь ты моим дорогим мужем.

- Вот еще! Некогда мне. Бог обещал мне счастье, надо найти его поскорее и наслаждаться, - сказал бедняк и зашагал дальше.

На дороге поджидал его голодный волк.

Только завидел он бедняка - кинулся к нему:

- Ну, что сказал тебе бог?

- Братец ты мой, после тебя встретил я еще красавицу-девушку и засохшее дерево. Девушка хотела знать, отчего ее жизнь так безрадостна, а дерево - почему оно весной и летом не может зазеленеть. Рассказал я богу, а он и говорит: “Девушка пусть найдет себе доброго мужа, тогда будет счастлива, а дереву скажи: “Под тобою зарыто золото, надо откопать его, дать корням простор, тогда зазеленеешь”. Передал я им божье слово. Дерево сказало: “Откопай золото и возьми себе”, а девушка говорит: “Возьми меня замуж”. - “Нет, - говорю, - друзья, не могу: бог обещал мне счастье, должен я найти его и наслаждаться”.

- А про меня что сказал бог? - спросил голодный волк.

- А про тебя он сказал, что ты будешь рыскать голодным до тех пор, пока не найдешь глупца. Как сожрешь его, так и насытишься.

- Глупее тебя мне никого не сыскать, - промолвил волк и съел глупца.
юляшка
Новобранец



ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 0
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
31 мар. 2010
очень симпатичная сказочка. только непонятен замысел бога, либо волк с голода должен был сдохнуть, либо глупец должен быть сожран.
Mona
Гость

Ссылка


юляшка написал:
[q]
очень симпатичная сказочка. только непонятен замысел бога, либо волк с голода должен был сдохнуть, либо глупец должен быть сожран.
[/q]

anush, вот кстати, попробуй ответить на это - как тебе видится замысел бога? поподробнее, если сможешь. (это, собственно, к вопросу о типировании) :rolleyes:
anush
Долгожитель форума
участница
anush

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 1905
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
21 мая 2007

Mona написал:
[q]
юляшка написал:
[q]
очень симпатичная сказочка. только непонятен замысел бога, либо волк с голода должен был сдохнуть, либо глупец должен быть сожран.
[/q]


anush, вот кстати, попробуй ответить на это - как тебе видится замысел бога? поподробнее, если сможешь. (это, собственно, к вопросу о типировании)
[/q]


попробую:

Думаю, богу было выгоднее, что-бы умер волк...Он дал для волка такой совет, что-бы человек задумывался о своих умственных способностьях, и подумак--где именно совершил ошибку??

Точнее, бог думал так--пускай либо умрет один глупец, либо человек станет мудрее...а волк еше где-нибудь найдет другого глупца...Таких же немало в конце концов??
milena 7
Гость

Ссылка

мне напомнило про желающего, чтобы бог его спас с тонущего чего-то, игнорируя посылаемые к нему лодки.

а здесь, если бы чеговек оказался более адекватным, волк нашел бы кого другого.. но, наверное, по человеку видно было, что он предпочтет быть обедом..
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2
Модераторы: Kath, srez
Печать

Соционический форум SOCIOCLUB.ORG »   Книги, кино, искусство, музыка »   любимый армянский рассказ
RSS
Быстрый переход в раздел:

Вы не можете отправлять сообщения
Вы не можете создавать темы
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете создавать опросы
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете прикреплять к сообщениям файлы
Вы не можете модерировать раздел
Вы не можете видеть IP-адреса


Время выполнения скрипта: 0.0752. Количество выполненных запросов: 15, время выполнения запросов 0.0133
Rambler's Top100