Соционический форум SOCIOCLUB.ORG

Форум о соционике, психе-йоге и других типологиях

Объявление форума

Предлагаем посетить наши новые сайты:
TYPTEST.RU — авторские тесты по соционике, психософии и другим типологиям
TIPIRUEM.RU — форум о типологиях личности
SOCIOMODEL.RU — соционика и психософия для начинающих

Соционический форум SOCIOCLUB.ORG »   Избранное Социоклуба »   Психософия и философия
RSS
Реклама:

Психософия и философия

http://www.socioclub.org/psychosofia/351/

  Вперед>>Модераторы: Kath, srezПечать
 
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
Возникла такая идея: вероятно, философские взгляды человека во многом определяются его психотипом.
В частности, материализм более свойственен тем, у кого Физика выше Логики или Воли, а идеализм — тем, у кого наоборот.
При этом если Воля выше Логики, то наблюдается склонность к субъективизму, а в противном случае — к объективизму.
spyke
Долгожитель форума

spyke

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 2353
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 сен. 2006
Этта... что-то по этому поводу мною уже ваялось на соседнем форуме, но здорово было бы углубить, кстати:
"...в 5-4 вв до н.э. мир предстает нам как дуализм двух ответов на один вопрос "Что есть все, что есть первоначало и причина?". Первый ответ "Первоначало - природа и все те объекты, которые объективно существуют вне человека". Второй ответ "Первоначало - идея, которая неизменна, которая непостижима, которая предшествует и первична по отношению к вещам" (без труда угадываются традиции материализма и идеализма). Вот эта принципиальнейшая разница и определяется взаимным положением Физики, Логики и Эмоции у человека. Так высокая Физика признает первичность материи, высокая Логика - идеи, высокая Эмоция - субъективного чувства"
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
Да, точно, когда-то очень давно я что-то подобное читал, но благополучно забыл...
Непонятно только одно: какова тогда роль Воли?
Andre
Гость

Ссылка

Да, есть подобная связь. Об этом хорошо пишет и сам Афанасьев, и у Гуленко есть, и Седых называет обладателей логики и этики субъективиками и объективиками.
Внутренняя причина приверженности тому или иному способу мышления довольно прозрачна. А вот почему разные взгляды овладевали целой цивилизацией на протяжение ее развития, это уже интересно.
spyke
Долгожитель форума

spyke

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 2353
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 сен. 2006
Если совсем кратко, то в аристотилевской концепции, откуда Афанасьев растет ногами, мир поделен на четыре субстанции: материя+идея+цель+субъект, т.е. нашими словами Физика+Логика+Воля+Эмоция. Т.к. человек, само собой, ассоциирует себя в первую очередь с той функцией, которая занимает самое высокое место в его иерархии ценностей, то можно сказать, что я - это в первую очередь, моя Воля, и уже во все остальные очереди остальные функции. Поэтому и мое мировоззрение выделяет цель из всего мироздания, как образующее его начало. Это философия Волюнтаризма французского Просвещения, примат воли у Шопенгауэра, все философские концепты, которые постулируют примат направленного движения, и все религии, в которых бог представляется, как мировая воля.
И в зависимости от сочетания с остальными функциями, верховенство воли совмещается с Э, Ф и Л. К примеру, воля Шопенгауэра - это, очевидно, ВЛ (воля и разум), Волюнтаризм - ВФ (делаю, что хочу!), средневековое Христианство ВЭ (воля и вера (чувство)).

Вот я сейчас пока буду освежать тело в душе, попытаюсь освежить и память на философские концепты, чтоб написать про ведущие Ф, Э и Л, если есть смысл? =)
Andre
Гость

Ссылка

Хочу заметить и подчеркнуть, что, несмотря на то, что сама наука всегда подтверждает то, что объективики правильно разбираются в настоящем устройстве окружающего мира, люди, основой личности которых являются, например, ЧЭ или БЭ, также прекрасно ориентируются в мире, только том который не видят логики. И этот мир не менее реален, чем тот, за которым стоит многовековая наука.
spyke
Долгожитель форума

spyke

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 2353
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 сен. 2006
Значтак, Физика.

Материализм (ф.ученее, признающее первичность и объективность вещественно-субстанциональных основ бытия, существующего объективно и независимо от человека - у нас примат Физики) различают трех видов, согласно его историческому развитию:

- "наивный" стихийный материализм (античности)
- механистический (метафизический) материализм эпохи Возрождения и Н.В.
- диалектический материализм

Первый в качестве основ бытия признает стихии, неделимое, пассивную материю. Это Аристотель, Овидий, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и т.д. Вводимое, казалось бы, логическое понятие атома и взгляд на историю человека здесь тесно связаны с верой в креационистскую силу природы. Жизнь человека обязана быть пронизанной направленной волей по реализации себя - в этом и состоит ее смысл. "Человек раскрывает себя в целях, к которым он стремится"(с). Это тип мышления ФВ.

Для второго типа первооснова - это протяженная субстанция (имеющая физические свойства активная природа, causa sui). Дидро, Гольбах, Радищев... В теории познания они отвергают агностицизм, концепцию врожденных идей (Л), и последовательно развивают основные положения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники человеческого знания - это ощущения и восприятия. Большая часть этой философии посвещена выяснению моральных норм, качеств отношений меджу людьми, их чувств и происхождения миропорядка. Это тип представления о мире ФЭ.

В диалектическом материализме (Фейербах, Энгельс...) понятие материи вводится как "категория, обозначающая все реально объективно существующее вне зависимости от человеческого сознания" (с)Энгельс. Материя вводится пародоксальным образом через не-материю, через сознание. Этот вид материализма не ограничивает свой путь к познанию опытом, как предыдущие, но строится почти исключительно на основе причинно-следственных связей между конкретными физическими вещами и процессами. Это тип мышления ФЛ.
Andre
Гость

Ссылка

А про другое? (уж больно хорошо пишешь)

***

Все мнения о реальности правдоподобны, но не полны, так как происходят из различных установок сознания, то что же существует в мире на самом деле и как его познать??
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006

Андре написал:
[q]
Все мнения о реальности правдоподобны, но не полны, так как происходят из различных установок сознания, то что же существует в мире на самом деле и как его познать??
[/q]

Видимо, для того, чтобы избвавиться от этих установок, нужно войти в то самое 25 состояние, о котором писал Афанасьев. Тогда, если все функции действительно выровняются между собой, познавать мир будет проще...
spyke
Долгожитель форума

spyke

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 2353
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 сен. 2006

Андре написал:
[q]
А про другое? (уж больно хорошо пишешь)
[/q]

Правда? Можно =)
Логика

Logos (дословно слово, а в ант. философии - уже общий закон мироздания) изначально - это просто способ передачи информации, то, с помощью чего человек думает и говорит. Технический же прогресс и возникшая вместе с ним несостоятельность мифологемного знания сделали из Logos почти что бога античности, отголоски чего сохранились и во французском Просвещении, и в современной философии. Этот Logos предстает и принципом устроения быта, и законом космоса, и первоначалом всего сущего, и тем, что над человеком или управляет им.

Апогеем культа Логики в философии можно считать картезианство (объективный идеализм Декарта) и, по-моему, Гегеля. Мыслящая субстанция здесь - это начало и конец всего, то, что создает мир, и то, из чего мир состоит. Это философия Логики, не омраченной более ничем =)
"История - развитие конкретных форм мирового разума (абсолютной идеи), воплощающихся в конкретных словах, понятиях, категориях. Мировой разум движется по законам внутреннего противоречия (диалектики) и потому он постоянно создает из своих недр новые идеи... и т.о. создает множество идей, которые овладевают массами, становятся законом, императивом" (с)Гегель.
Эту группу трудно отнести к какой либо паре верхних, поэтому пусть это будет просто философия чистой Логики.

Соединение Логики с Эмоцией, т.е. идеи с субъектом наилучшим образом, конечно, представляет всеми любимый субъективный идеализм (сис-ма идей, обосновывающая универсальную первопричинную ценность субъективности, чувства, творческого воображения и слова), родоначальником которого традиционно считают Протагора с его "Человек - есть мера всех вещей, как они существуют и как они не существуют". Дальнейшее воплощение традиция находит у Беркли в его esso percipi - существовать, значит, быть воспринимаемым. Хорошо представлено в современной феноменологии. Такова философия ЛЭ.

Акцент на Логику в сочетании с Физикой присущ в первую очередь подходу Платона. Разум здесь обращен на вещи, на объективную реальность. Это самый прикладной вид Логики - здесь сам смысл существования человека предстает, как механистический сбор информации о вещах, как они есть, отфильтровывая "истиное" знание вещи от чувственного впечатления о ней и пренебрегая последним. Эту традицию наследует рационалистический подход в философии Ван Чун, Дельбо, Брошер, Спиноза. Это ЛФ.

Соединение Логики с Волей с упором на Логику замечательно выражено у ранних французских просветителей и, конечно, у Канта. Классифицируя мыслительную деятельность человека на Рассудок, Практический Разум Разум Чистый, Кант выделяет для последнего своего рода пьедестал, вершину человеческой деятельности, смыслом работы которой ставит нахождение ответов на знаменитые три вопроса:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?
Суть философии этого направления в воле, стремлении к познанию (против познания ради достижения власти над собой или другими у ВЛ). Логика здесь должна направлять человека на правильные поступки, которые должны совершаться с холодной головой на благо всего общества в целом, и на благо себя лично. В определенном смысле, это философия коллективного разума (закона), стремящаяся к тому, чтобы построить "правильное" общество и "правильно" управляеть историей. Это ЛВ.
spyke
Долгожитель форума

spyke

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 2353
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 сен. 2006
И Эмоция.

Это то, что относится непосредственно к той части информации, которую вкладывает в природу познаваемой вещи сам субъект. Т.е. это все то, что лично, внутренне, непроверяемо и субъективно. К философам, отводящим самое достоверное и решающее значение Эмоции, надо отнести почти что всю русскую философию 20в, герменевтику и сенсуалистов всех мастей.

В соединении с Физикой Эмоция порождает философию типа эмпиризма Локка, которая открывается в двузначности качеств вещи. Качества делятся на первичные (те, которыми вещь обладает сама по себе) и вторичные (которые открываются только человеку во взаимодействии с вещью). И познавать конкретную вещь предлагается лишь опираясь на собственный чувственный опыт, на свои впечатления. "Нет ничего в уме, чего бы не было в чувствах" (с)Локк.
Этот вид философии открывается в постижении мира реального и конкретного через сенсуалистическое (чувственное) взаимодействие с ним. Здесь познать что-то означает попробывать это на себе, почувствовать. И к этому же типу относится и большинство религий "недЕяния", где чудеса природы обосновывают бытие Бога, а экстатические переживания верующего вдохновляют его на ежедневный труд. Это ЭФ.

Очень интересная компилляция знания и впечатления дает философия Эмоции с Логикой у нее на службе. Это и логические доказательства бытия Бога у Беркли, и эмпиризм Бэкона. Последний даже умудряется классифицировать виды человеческих заблуждений =) Сюда относится герменевтика, психоанализ, неопозитивизм с вопросами в духе "Какова объективность субъективного". Образчиком такой модели познания может служить, к примеру, Витгенштейн: "Мир состоит из фактов, но что такое факт? Факт - это система или совокупность тех образов, которыми наделяет человек какое-то событие, какую-то данность". Это ЭЛ.

Эмоция в сочетании с Волей - это взгляд на мир через призму чувств к этому миру, и желания направить историю в нужную чувствам сторону. Нигде так не представлена эта парадигма, как в русской философии 20в. Бердяев, Лосский, Соловьев... В западных школах сюда относится направление интуитивизма и религии "дЕяния". Основными характерными чертами для этих форм философского знания являются:
- идея всеединства (мир, представленный субъекту, в своих закономерностях является единой целостностью, единым живым организмом)
- идея национальной самоидетификации
- идея исторической предназначенности
Кроме ведущих религий сюда же относятся и абсолютное большинство мистических учений. Это ЭВ.
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
Супер! Осталось только про Волю добавить!
Andre
Гость

Ссылка

XXXX Pro, даже если все ПЙ функции выровняются, то что делать с порядком соционических? Вряд ли я перестану основывать ориентацию в мире не на БЛ. Похоже, так как ПЙ функции носят некий интегральный характер, их выравнивание достигается за счет несимметричного развития их свойств. То есть, слабые функции подтягиваются более количественно, чем качественно, и наоборот с сильными.
spyke
Долгожитель форума

spyke

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 2353
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 сен. 2006

Андре написал:
[q]
XXXX Pro, даже если все ПЙ функции выровняются, то что делать с порядком соционических? Вряд ли я перестану основывать ориентацию в мире не на БЛ. Похоже, так как ПЙ функции носят некий интегральный характер, их выравнивание достигается за счет несимметричного развития их свойств. То есть, слабые функции подтягиваются более количественно, чем качественно, и наоборот с сильными.
[/q]

Ты знаешь, среди основоположников, ну там Аушры, Калинаускаса, Шульмана ходило представление о том, что тип сам по себе неизменен, но при этом характеристики проявления себя, как личности, можно приближать к "центральным".
Т.е. вот если представить себе 16 типов, как пирог, разделенный на 16 частей, то все мы находимся в своих кусках довольно далеко от центра пирога (но, быть может, близко от соседних к нашему типов). Так вот путь человека по их мнению состоит не в максимальной специализации своих ведущих функций, а в том, чтобы стремиться к центру пирога и тем самым к другим типам. К людям, достигшим такого состояния относили Будду, Христа и т.п. Трудно достичь, но можно приблизиться...=)
slonoslon
Долгожитель форума

slonoslon

ТИМ: ЭСЭ ("Гюго")
ПЙ-тип: ФЭВЛ

Всего сообщений: 4875
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
13 авг. 2006

spyke написал:
[q]
Так вот путь человека по их мнению состоит не в максимальной специализации своих ведущих функций, а в том, чтобы стремиться к центру пирога и тем самым к другим типам. К людям, достигшим такого состояния относили Будду, Христа и т.п. Трудно достичь, но можно приблизиться...=)
[/q]

Идея, возможно, и здравая - а вот примеры идолопоклонские. Как только придумали очередной набор идеальных качеств - сразу именно этих людей объявляют их носителями, наплевав на исторические свидетельства.
Про Христа труднее судить, но вот у Будды, который Гаутама - в дихотомии интуиция-сенсорика первое просто зашкаливало.
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006

spyke написал:
[q]
Так вот путь человека по их мнению состоит не в максимальной специализации своих ведущих функций, а в том, чтобы стремиться к центру пирога и тем самым к другим типам. К людям, достигшим такого состояния относили Будду, Христа и т.п. Трудно достичь, но можно приблизиться...=)
[/q]

Или, в терминах моей вероятностной соционической модели, к степени выраженности ТИМа, близкой к нулю...
У меня однозначного мнения по этому вопросу нет: раньше я четко и однозначно считал, что "специализация — наше все", но это была скорее форма противостояния с теми, кто пытался вытащить меня из моего интровертного состояния, чем реальное отражение моей позиции...
spyke
Долгожитель форума

spyke

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Всего сообщений: 2353
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
8 сен. 2006
Значит, про Волю.

В сочетании с Логикой она представляет собой направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Впервые именно в таком виде оформилась у Шопенгауэра: он обозвал волей кантовкий "императив", а мир поделил на волю и на представление о мире, которое человек получает в результате реализации своей воли. Эта философия - логическое доказательство существование направленной "энергии", которая только и движет миром. Философия самоконтроля, контроля над своими эмоциями и ощущениями, как пародоксально высшего проявления своей воли.

В раннем волюнтаризме (Августин, Дунс Скот, Оккам) и позднем французском (боанапартизме) воля - это просто деятельность, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Она не занимается вопросами "Почему я хочу и чего же собственно я хочу", а проявляется в реальных поступках и осязаемых результатах. Творческие Логика и Эмоция здесь вытесняются (вспомнить хотя бы бритву Оккама). По большому счету, это трудно даже назвать философией - абсолютизация детского "Хочу и буду!" =)

С точки зрения преобладания Воли в сочетании со служащей ей Эмоцией интересно рассмотреть средневековую философию (2-14вв). Теоцентрическая направленность, признание библейского (или любого другого) текста абсолютной истиной, а философию - только объясняющей эту истину. В первую очередь рассматриваются вопросы:
- соотношения веры и разума (когда категорически нельзя применять творческий разум)
- проблема теодицеи (богооправдания)
- схоластические выкладки в духе "сколько ангелов поместятся на остирие иглы"
В современном мире такая концепция присуща фундаменталистским религиозным течениям с лозунгами "нас направляет рука ...", а так же, конечно, тоталитарным политечким структурам, например, марксизму-ленинизму (в отличие от диалектического материализма, из он которого вырос).
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
Продолжить обсуждение темы можно здесь: http://www.socioclub.org/psychosofia/351/
  Вперед>>Модераторы: Kath, srezПечать
Правила раздела

Соционический форум SOCIOCLUB.ORG »   Избранное Социоклуба »   Психософия и философия
RSS
Быстрый переход в раздел:

Вы не можете отправлять сообщения
Вы не можете создавать темы
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете создавать опросы
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете прикреплять к сообщениям файлы
Вы не можете модерировать раздел
Вы не можете видеть IP-адреса


Время выполнения скрипта: 0.0660. Количество выполненных запросов: 15, время выполнения запросов 0.0167
Rambler's Top100