Соционический форум SOCIOCLUB.ORG

Форум о соционике, психе-йоге и других типологиях

Объявление форума

Предлагаем посетить наши новые сайты:
TYPTEST.RU — авторские тесты по соционике, психософии и другим типологиям
TIPIRUEM.RU — форум о типологиях личности
SOCIOMODEL.RU — соционика и психософия для начинающих

Соционический форум SOCIOCLUB.ORG »   Прочие типологии »   Архетипы и ценности
RSS
Реклама:

Архетипы и ценности

<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2
Модераторы: Kath, srez
Печать
 
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
взято из работы Виктора Самохвалова «Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий»

АРХЕТИПЫ

Согласно аналитической психологии существуют три основных составных части индивидуальной личности, которые встречаются в сновидениях как отдельные фигуры, — иногда они похожи на знакомых людей, иногда выступают как воображаемые характеры или символические олицетворения. Чаще они воспринимаются как нечто значимое и существенное с чертами загадочности. В фантазиях и сновидениях эти образы нередко бывают осевыми и посещают нас на протяжении многих лет. Они определяют принятие или аверсию (отвержение) нами других людей и себя. На архетипы указывают отдельные сюжеты, число которых ограничено (до шестнадцати), и множество вариаций. Такие сюжеты относятся к мифологемам. Предполагается что, каждая мифологема связана с определённой стилистикой поведения — бихевиоремой, которая выступает как интуитивное стремление к конкретной стихии, цвету, интересам, внешнему образу. Каждый, даже искусственно созданный, имидж сводится к архетипу.
Негативная сторона личности получила название его Тени, она является олицетворением недостатков и слабостей [C точки зрения сознания. Часто в недостатках могут оказаться таланты. Вообще, это просто вытесненая сторона личности, не обяз. злая и плохая. Следите за поступающей инфой.]. Теневые стороны можно обнаружить в Оно (деструктивные желания), Эго (неверное отношение к себе и окружающим) и Сверх Я (негативная мораль).
Анима, или, когда речь идёт о женщине, Анимус, являются воплощением противоположного пола в бессознательном: у мужчин это всё женское и эмоциональное; у женщины — её мужские атрибуты.
Самость — высший потенциал, который индивид способен достигнуть и который может общаться с ним через сновидения. Таким образом, Самость — неопределённая фигура, потенциальное становление чего-либо в будущем.
Противоположности могут быть интегрированы в личности, и благодаря этому человек может стать целостной, многосторонней реальной Самостью. Несмотря на неоднозначный характер компонентов сознания, утрата любого из них, в том числе Тени, приводит к глубоко деструктивным переживаниям. Неспособность осознания Тени выражается как игнорирование собственной негативности и неверный прогноз собственных поступков, а также поведения других людей .
Так как основным качеством внутреннего психического состояния является энергия, каждое из сновидений представляет различные точки её приложения и указывает на степень выраженности данной энергии. Фактически — это энергия инстинктов, обусловленная конечным числом гормонов, которое может синтезировать наш организм. [Это только одна из точек зрения на источник энергии.]
При подходе к архетипам важно рассматривать сюжет сна от начала до конца, при этом каждый архетип будет имеет собственную территорию, без вторжения на территории других. Постоянный конфликт вдоль этих границ укрепляет характер, а все части (Анимус, Анима, Тень), первоначально дифференцированные в онтогенезе, в конце концов интегрируются в целостную личность, ядром которой является Самость.
Воплощением такой Самости является стилистика завершённого, кристаллизованного сюжета фантазии или сновидения. В этих случаях обычно личная мифологема соответствует по своей окраске культуральной. Тогда возникает ощущение понимания и принятия Мира. Мысли, сомнения, эгоцентризм, эгоизм в большей степени относятся к Эго-эгоцентризму — неистинной Самости, поскольку истинная Самость интегрирует личность в целом и носит социальное звучание.

ЭГО

«Я» в сновидениях и фантазиях. Эго является лишь частью целостной Самости, и его конфликты с другими силами внутри личности доминируют в сновидениях. Наиболее устойчивым свойством Эго является преувеличение собственной личности, а также поглощение всех аспектов Самости. Это приводит к ригидному, искажённому и материалистическому взгляду на действительность, то есть игнорируются потенциальные возможности и духовная сфера. Так возникает эгоцентризм, недоверие к другим, слабое принятие любви.
В результате данного процесса в сновидении открываются огромные пространства, перспективы и происходит экспансия деструктивной энергии бессознательного (шторм, буря). При слабости Эго возникает подчиняемость и неуверенность. С другой стороны, Эго, являясь основным рецептивным органом (сознательного и бессознательно), то есть своеобразным гидом реальности, может находиться в реальной опасности. В этом случае Эго вынуждено защищаться с помощью ригидности, отказа от части себя, с помощью построения интеллектуальных конструкций.

ТЕНЬ

Вытесненная сторона индивида, часть его никогда не развитого потенциала, сторон характера, которые всегда недооцениваются и нередко фрустрированы. Каждый имеет свою индивидуальную Тень, и она почти всегда является наихудшей стороной личности. Существуют редкие исключения из этого правила, встречающиеся у индивидов, сознание которых подразумевает, что Тень индивида является олицетворением лучшей стороны. Сенситивный альтруист, следовательно, будет иметь брутальную эгоцентрическую Тень, отважный индивид — трусливую Тень. Осознание Тени — путь большего понимания других, интуитивного восприятия отношений в группах.
Осознание Тени часто приводит в чувство нормальные инстинкты, видимые реакции, творческие импульсы, которые преданы забвению сознательным. Недооценка себя подразумевает большой потенциал развития именно благодаря Тени. В сновидениях Тень выступает как фигура того же пола, но с необычными для индивида поступками.
Тёмная сторона нас самих не может быть истреблена одним лишь игнорированием. Одним из наиболее очевидных путей открытия внутренних качеств является навязчивое и сверхэмоциональное неприятие (например гомосексуальности, алкоголизма, демонстративности) или сверхценная оценка данных качеств у других людей. Существует множество описаний ошибочных проекций личности, которые разрушались во внешнем мире войной или борьбой, а во внутреннем мире бредом или паранойей. Бред является фактической внутренней борьбой против неосознанной Тени.

АНИМА/АНИМУС

В сновидениях — фигура противоположного пола по отношению к сновидящему. Известно, что молодые люди впервые вступают в мир любви с собственной идеей женщины/мужчины, проецируют данную мечту на любимое лицо и приходят в шок в случае сильного различия их мечты с реально существующим лицом. Эта идея и есть Анима/Анимус. Феминная фигура в мужчине и маскулинная в женщине получили название соответственно Анима и Анимус; они играют многие другие роли в жизни индивида.
Предположение о существовании данных образований вocxoдит к представлению об исходной бисексуальности, точнее гермафродитичности человека, которая разрешается доминированием конкретного полового сознания в возрасте около пяти лет. То есть у каждого человека можно говорить о степени вклада мужского и женского. Этот вклад даже количественно может быть определён в поведении (стилистика мимики, позы, жеста) и конституции (индекс полового диморфизма).
С точки зрения этологии целый ряд поведенческих элементов человека проявляется именно при общении с представителями противоположного пола (поведение флирта), но даже отдельные элементы поведения у мужчин и женщин имеют разные оттенки. Например, при стрессе женщины чаще прикасаются к волосам и груди, а мужчины демонстрируют агрессивно-предупредительные признаки поведения.
Конфликты соотношений Анимы и Анимуса с внешним миром могут привести как к напряжённости между мужем и женой, так и к конфликтам между матерью и сыном и т. д. В дальнейшем этот внутренний гермафродитный (амбивалентный) потенциал может быть либо реализован и осознан, ли проигнорирован с одним из двух следующих результатов.
В одном случае женщина становится истерически эмоциональной, а мужчина строгим и сдержанным.
В другом случае низшие, то есть противоположные для данного пола, функции могут овладеть индивидом, и тогда мужчина становится погожим в своём поведении на женщину, у него возникает сентиментальность, капризность, нестабильность, в то время как женщина стремится к авторитарности, ориентируется на интеллектуальные утверждения или, проще говоря, становится сварливой.
Охваченность противоположным половым сознанием нередко считается нормой для позднего возраста, то есть часто женщины в старости маскулинизируются, а мужчины феминизируются. Между тем, семьи, в которых наблюдаются данные сочетания, относительно стабильны именно благодаря взаимному дополнению противоположностей.
Если бы ближе подойти к терминам Анима и Анимус, то можно заметить, что они являются источниками понимания противоположного пола. То есть близкий нам человек способен нередко понять именно нашу противоположную сущность, именно за это качество мы его и ценим. Эта сущность может, например выступать в хобби, о котором нам интереснее говорить, чем о своей работе.
Анима. Центр всей женской энергии внутри человека. Эмоциональная, интуитивная сторона натуры. Все женщины, с которыми индивид был знаком в своей жизни, и особенно его мать, способствуют формированию этого образа. В сновидениях женские фигуры могут иметь характерные черты знакомых женщин, или же это может быть незнакомая женщина, а также животные, имеющие божественную женственность в мифологии, например, корова.
Рост сознательности способствует интеграции спонтанных, рецептивных сенситивных и адаптивных качеств, но более всего Анима развивает сердечность. Её функции в целом уравновешивают мужскую агрессивность.
Анима обязательно проявляется при игнорировании мужчиной своей женской стороны, особенно во второй половине жизни. Неудачи, ассимиляция жизненных функций внутри себя часто ведут благодаря Аниме к сварливости, ригидности и упрямству, а также усталости и безответственности, сочетающихся с тенденцией к алкоголизму. Репрессивные женские характеристики могут выражаться в иррациональной угрюмости. Пренебрежение Анимой осложняет отношения мужчины с женщиной.
Например, можно проецировать собственный образ женщины на реально существующую женщину и, таким образом, потерпеть неудачу в реальном сосуществовании с конкретной женщиной. С другой стороны, если мужское восприятие женщины формируется как негативное, в частности, он воспитывается жестокой или эмоционально холодной матерью, тогда у мужчины возникнет представление об отталкивающей Аниме. В этом случае мужчина может проецировать данную фигуру на любую другую женщину, хотя при этом он не боится и не избегает всех женщин.
Иногда мужчины проецируют свою Анима на недоступные женские образы, избегая контакта с противоположным полом. Подобное проецирование, в частности, характерно для рыцарских поисков Прекрасной Дамы. В этом и других случаях Анима становится феей сновидений, разрушающей реальные взаимоотношения, затмевая истинные качества другого человека, которые создают иллюзию гермафродитической достаточности и цельности.
Анима открывает свою истинную мудрость только мужчине, который серьезно воссоединился с ней, зная, для чего она существует. Только тогда она способствует наиболее полному раскрытию личности: потенциала, истинной Самости.
Анимус. Представляет мужские черты в характере женщины, правильно интегрируясь, он представляет женщине качества проницательности, самопознания и способности к взвешиванию обстоятельств. Это неотъемлемая часть женского потенциала. Анимус у мужчин и женщин формируется в ходе контактов с мужчинами и различен у каждого индивида, его ипостаси (роли) варьируют в иерархии от низшей к высшей ступени, например от героя, с его социально окрашенной ролью, к простому отцу семейства. Если этот архетип развивается в целостной, уравновешенной личности, тогда Анимус выполняет контролирующую роль на уровне глубинного бессознательного. Так как данный архетип является источником некоторых женских взглядов и убеждений, то его характеристикам, при нарушении осознания себя, угрожает опасность остановиться на примитивных стадиях.
То есть Анимус, как и Анима, развиваются, а не остаются в неизменном виде. Это же случается, если женщина пренебрегает своим Анимусом: тогда она становится доверчивой к устойчивым коллективным убеждениям, магическому мышлению и часто становится жертвой насилия. Если её негативный Анимус позднее начинает доминировать в жизни, особенно, если мужчина слишком с ней мягок, тогда женщина становится, упрямой и самоуверенной, считая, что она всегда и во всём права, раздавая указания направо и налево, становится иррациональной: «Я точно знаю...».
Большинство образов Анимуса встречается в сновидениях, развивая мужские, интеллектуальные стороны бытия и отношение к миру, без утраты своей истинной женской натуры. Вероятно, по отношению к Анимусу Анима у женщин вырабатывает необходимый феминный антипод.
Как и Анима, Анимус может проецироваться на какое-то лицо с последующим разочарованием: женщина считает, что тот, с которым она живёт, является частью её самой, и это показывает её незрелость, которая часто обусловлена инфантильной привязанностью к матери. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье. Сновидение может отражать конфликт Логоса (интеллект, сознательный дух) и Эроса (эмоции и бессознательная душа). Только баланс между ними прокладывает путь для интеграции целостного характера.

САМОСТЬ [Она же Целостность.]

В русской трансляции «Весь Я». Тень и Анима/Анимус являются теми частями потенциала индивида, которые игнорируются, в то же время основные характеристики личности могут быть реализованы через Самость. Самость — архетип будущего, потенциальное развитие индивида. Она напоминает фигуру, манящую из прошлого, непременно того же пола, что и индивид, но впоследствии становящуюся символ целого, включающего в себя все аспекты личности, прошлое и будущее, активное и пассивное, созидательное и рецептивное.
Самость является высшим духовным единством человека, неизвестным качеством человеческой натуры с его богоподобным универсализмом и способностью понимать окружающее. Когда образы данного архетипа неожиданно возникают в сновидениях, они, вероятно, означают начало процесса становления, отождествляясь с чем-то иным, чем наша повседневная Самость. Если образы архетипов проявляются в негативной, деструктивной форме, это может свидетельствовать о том, что данные силы игнорируются.
Существуют четыре основных аспекта женской и мужской самости, и каждый относится к одной из четырёх функций сознания.
Самость становится целостной, когда все эти различные аспекты развиваются независимо и в конечном итоге интегрируются в пределах каждого индивида.
Женская Самость. Каждая женщина — область воплощения женской энергии желаний и инстинкта. Это архетип природы и жизни, земного и эротического. Существует четыре аспекта женского потенциала, относящиеся к четырём функциям сознании: Мать (аффект); Принцесса (эмоции); Амазонка (интеллект); Жрица (интуиция). Как женская сфера компенсирует мужские характеристики, так же и женственность дополняет мужественность. Женоподобный эмоциональный мужчина, живущий с амазонкоподобной женщиной, не такая уж и редкость. Преимуществом такого мужчины является то, что любая соматическая патология у него протекает более благоприятно, что характерно в целом для женщин по сравнению с мужчинами.
Мужская Самость. Является воплощением логики, интеллекта, духа сознания. В архаических сообществах этот принцип менее развит, чем в цивилизованных сообществах. Так называемый современный человек стремится к сверх дискриминации, тоталитарности, быстро становится, обладая властью, излишне критичным и несправедливым, морализирует и сбивается с пути в сухую интеллектуализацию. Этот процесс повторяется вновь и вновь в каждом последующем поколении. В мужской Самости существует четыре основных аспекта реализации, каждый из которых относится к одной из четырёх функций сознания: Отец (аффект); Вечный Юноша (эмоции); Герой (интеллект); Маг (интуиция).
Pati
Начинающий

Pati

ТИМ: СЭИ ("Дюма")
ПЙ-тип: ФЛВЭ

Всего сообщений: 93
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
16 нояб. 2007
Я внутри (в глубине души) - Принцесса (или Шлюха). Но об этом знают только очень-очень близкие люди.
Внешне веду себя как Охотница.
А хотелось бы быть - Жрицей.:-)))
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
Возникла еще одна мысль: при составлении дуальных пар предпочтительным вариантом является ситуация, когда один из партнеров стоит ровно на 1 ступень выше другого, с циклическим замыканием. (Причем выше должен стоять тот партнер, у которого выше Воля по ПЙ.)
zmeenosets
Житель форума

zmeenosets

ТИМ: Не типирован
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва
Всего сообщений: 816
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
9 авг. 2008

4X_Pro написал:
[q]
Возникла еще одна мысль: при составлении дуальных пар предпочтительным вариантом является ситуация, когда один из партнеров стоит ровно на 1 ступень выше другого, с циклическим замыканием. (Причем выше должен стоять тот партнер, у которого выше Воля по ПЙ.)
[/q]


Согласна ! Хочу прЫнца ! :red: через несколько ступенек можно ???
Бродягу не хочу !
milena 7
Гость

Ссылка

Про, разверни мысль по-понятнее :) на каких ступенях, что за замыкание, пример приведи = )


в подсказке высветилось: "Возникла еще одна мысль: при составлении дуальных пар предпочтительным вариантом является ситуация, когда один из партнеров стоит ровно " ))))
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
milena 7, ну смотри, все типы упорядочены следующим образом:
1. Принц (Принцесса)
2. Трикстер (Жрица)
3. Воин (Охотница)
4. Хозяин (Хозяйка)
Т.е. получается, что Принцу подходит Жрица (при низкой Воле) или Хозяйка, Трикстеру — Охотница или Принцесса, и т.д.
milena 7
Гость

Ссылка

Про
а, я подумала, что ты и соционику сюда подтянул. а так тоже не понятно. имеет ли значение порядок? (ты расположил от принца к хозяину, можно и наоборот, и логичнее, хозяина считать выше принца. к этому приходят в результате развития). и если переход с развитием между типами по горизонтали воспринимается нормально, то по вертикали имхо не так очевиден. т.е. жрица - это уже много, с чего бы ей становиться охотницей? то путь в любви, а то путь в силе.. так же и триксера в воина.. с чего бы?
кстати, от идеалов к силе как бы не более вероятен переход, с взрослением.. но может и нет..
2. как ты поступаешь с тенями? они также дуализируются между собой в выбранном тобой порядке?
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
milena 7, я расположил не по иерархии, а по временной последовательности.
Насчет теней — да.
А вот соционику сюда притянуть по-моему, можно только искуственно.
milena 7
Гость

Ссылка

просто дуалы, вроде бы, водятся только в соционике? = )) в пй другие названия и отношения..
Admin
Здешних мест хозяин
Философ и Воин Интернета
Admin

ТИМ: ЛИИ ("Робеспьер")
ПЙ-тип: нет

Откуда: Москва, Перово
Всего сообщений: 8004
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
2 июня 2006
milena 7, я тебя несколько иначе понял. Я думал, ты ожидаешь, что я буду связывать эту типологию с соционикой (т.е. объяснять через аспекты). На самом деле речь шла о том, какого дуала выбрать при прочих равных условиях.
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
Ещё некоторое количество буков об архетипах в целом
Читать весь текст →
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
немного задумался на тему недавнего отжига в Night Talk. ИТО всё-таки есть, и можно их строить на основе метапрограммных профилей

Людоед взаимодействует с Королевой в своём секторе (Власть)
Принцесса жёстко внешнереферентная стабильно в кильватере Королевы (это сфера идеалов, и когда идеалы нарушены — надо в бой, за идею — 15-летний капитан, лицеисты и т.п.)
Жрица также внешнереферентная в той же сфере (референт тот же), но взаимодействие её не касается, Жрица выше этого (это ведь не любовь, мудрость и т.п.), поэтому она молча повторила поступок К и П.

Профили (в "тень" я писал только то что отличается от соответствующего "света", чтобы не дублировать):


Принц — мотивация к, внешняя реф., другие, активный, люди, вне времени, глобальный, сходство, процедурность
Бродяга — мотивация от, рефлексивный, специфичный, во времени, возможности
---------
Трикстер — мотивация к, внешняя реф., другие, активный, люди, во времени, специфичный, различие, возможности
ЧМ — сам, рефлексивный, глобальный, вне времени
---------
Воин — мотивация к, внутр. реф., сам, активный, вещи, во времени, специфичный, различие, процедурность
Убийца — возможности
---------
Король — мотивация к, внутр. реф., другие, рефлексивный, люди, во времени, специфичный, сходство, процедурность
Людоед — мотивация от, сам, активный, возможности, вещи
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
(Хайям)
сэр Мик
Администратор
автор сценария
сэр Мик

ТИМ: СЭЭ ("Наполеон")
ПЙ-тип: ВФЛЭ

Откуда: Тень
Всего сообщений: 1618
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
22 окт. 2007
Часть сообщений этой темы была выделена в тему "Джоли" (22 апреля 2009 16:39)
Miraella
Новобранец



ТИМ: ИЭИ ("Есенин")
ПЙ-тип: ЛВЭФ

Всего сообщений: 1
Ссылка


Дата регистрации на форуме:
17 мар. 2013
Как по вашему, Есь ведьмой может быть?
<<Назад  Вперед>>Страницы: 1 2
Модераторы: Kath, srez
Печать

Соционический форум SOCIOCLUB.ORG »   Прочие типологии »   Архетипы и ценности
RSS
Быстрый переход в раздел:

Вы не можете отправлять сообщения
Вы не можете создавать темы
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете создавать опросы
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете прикреплять к сообщениям файлы
Вы не можете модерировать раздел
Вы не можете видеть IP-адреса


Время выполнения скрипта: 0.0340. Количество выполненных запросов: 15, время выполнения запросов 0.0105
Rambler's Top100